И. И. ЛЕВИТАН
"ЛЕСНОЕ ОЗЕРО"

48,8 x 80 см, холст, масло, 1890-е гг.
Ростовский областной музей изобразительных искусств



Описание картины
Художник Сергей Чаплыгин. Статья из авторского цикла
"Картины русских художников"
  
Описание картины Левитана Лесное озеро.

С чего начинает работу над картиной-пейзажем любой профессиональный художник? Конечно, с этюдов. На небольшого формата картонках и холстах идут первые поиски композиции и цветового решения будущей картины. Сохранилось множество этюдов И. И. Левитана, в которых он фиксировал мимолетные состояния природы. Через этюды художник вживался в образ будущей большой картины. Сам по себе этюд не просто маленький фрагмент, кусочек природы, я бы сказал, что это сконцентрированная мысль, идея живописца, которая в дальнейшем развернется полноценно в новом тематическом пейзаже. И. И. Левитан, соблюдая последовательность работы над картиной, пишет первоначальные этюды к пейзажу «Лесное озеро» (мне известны два таких этюда). Я смотрю на этюды, и в этих первых набросках замечаю композиционное сходство с большим пейзажем. Уже в этюдах заметно распределение масс неба, воды, леса, земли. Намечены линии, идущие к горизонту, первые поиски равновесия, ритмов. В цветовом решении набросаны основные цветовые пятна освещенных солнечным закатом неба, воды и леса. Разумеется, это еще не точное и окончательное решение колорита картины, но уже в первоначальном «нашлепке», просматривается и понятна главная идея И. И. Левитана.

Натурный этюд всегда интересен и ценен сам по себе. Многие коллекционеры, понимая это, охотятся за этюдами известных старых мастеров и современных художников. Но самое главное – этюд является неким стержнем, на котором держится все цветовое, колористическое решение большого пейзажа. В самой картине утрясается композиция, прорабатывается в деталях рисунок, добавляются различные предметы, обогащая содержание, но одно остается неизменным – первое впечатление от пейзажа, зафиксированное цветом в этюде.

В картине «Лесное озеро» И. И. Левитан усложняет композицию. Он перестраивает передний план, добавляя слева и справа стволы сосен и перекрывая воду снизу холста кривой полосой обрывистого высокого берега. Прорастающие молодые сосенки на этом берегу темными и светлыми силуэтами разрушают безмятежную спокойную гладь озера, оживляя пейзаж. Благодаря этой полосе берега на переднем плане у меня создается ощущение, что я стою на обрыве, любуясь необыкновенной красотой русского пейзажа. Тишина и благодать, разливающаяся по окрестностям озера, разве что иногда прерываемая трелями соловья и разносимого эхом крика кукушки. Создается полная иллюзия теплого летнего вечера.

Я вижу всепроникающий, исходящий от картины свет. Это волшебство И. И. Левитан сотворил, используя обычные живописные материалы, доступные сейчас и нам, современным художникам. Но как он виртуозно смешивает краски! Пишет пастозно, где-то местами оставляет прозрачный умбристый подмалевок, чтобы потом счистить ножом просохший слой краски и опять писать, сплавляя и сплавляя цвет. Общий тон леса на заднем плане, составленный из охры желтой, оксида хрома, сиены жженой, охры красной, разбивается местами холодными голубыми тенями, замешанными на кобальте голубом, краплаке с белилами. Благодаря несильно затененному зеленовато-умбристому переднему плану, светлому, цвета неаполитанской желтой, небу и такому же отражению в воде, нежным тонам освещенного леса – из центра картины исходит магический свет.

Чудесный, восхитительный пейзаж из числа многих, гениальных пейзажей И. И. Левитана. Многие художники пытаются открыть секреты светоносности в процессе написания пейзажа. Но не сразу, а порой и не у всех это получается. Истинное, настоящее колористическое чутье исходит от Бога. Оно или есть, или его нет. Гениальность И. И. Левитана именно в этом и состоит – в совершенном владении колоритом. Как все гении он через упорный, кропотливый труд достигает легкости живописной техники, работающей исключительно на образ. Для И. И. Левитана в течение всей творческой жизни в законченном пейзаже состояние, образ - превыше всего.

Художник Сергей Чаплыгин, ноябрь 2012 г.



Художник Сергей Константинович Чаплыгин, г. Москва
Копии картин маслом на холсте на заказ:
копии с картин известных русских художников, импрессионистов, классиков мировой живописи

Телефон 8-916-092-44-74, адрес электронной почты: chaplygin-s@yandex.ru



Картина: детский портрет.
ПОРТРЕТЫ, КАРТИНЫ НА ЗАКАЗ

УРОКИ ЖИВОПИСИ И РИСУНКА


   главная
живопись: пейзаж
живопись: портрет
живопись: натюрморт
копии картин
купить картину   

Описание картины И. И. Левитана "Лесное озеро". Анализ художественноего решения пейзажа. Материал к школьному сочинению. Рассказ о картине.
Все статьи, размещенные на сайте www.valeurs.su, написаны специально для этого сайта и являются его собственностью.
Копирование материалов сайта не разрешается.

карта сайта