Художник Сергей Константинович Чаплыгин, г. Москва
Копии картин маслом на холсте на заказ:
копии с картин известных русских художников, импрессионистов, классиков мировой живописи

Телефон 8-916-092-44-74, адрес электронной почты: chaplygin-s@yandex.ru



ФРАНС ВАН МИРИС СТАРШИЙ
"УГОЩЕНИЕ УСТРИЦАМИ"

Копия картины с музейного оригинала,
выполненная в Государственном Эрмитаже

46 х 36,5 см, левкас, масло, 1989 г.
Картина не продается



Во время моей учебы в МГХИ им. Сурикова в мастерской портрета И.С. Глазунова в программу нашего обучения входило обязательное копирование картин старых мастеров. Каждое лето мы всей мастерской кроме преддипломного пятого курса выезжали на два месяца в Ленинград на копийную практику. Копировали мы в Государственном Эрмитаже и в музее Академии Художеств. Что копировать, определялось нами, студентами, добровольно. И, разумеется, первокурскники выбирали не сложные многофигурные картины, а чаще всего портреты – одну голову без рук и интерьера. Когда я приступил к работе над копией с картины Франса ван Мириса Старшего (1635—1681) «Угощение устрицами», я окончил третий курс. У меня к этому времени уже был опыт музейной копийной практики.
   Копия картины голландского художника с оригинала из Эрмитажа.

Почему я выбрал из многочисленных голландских художников Мириса? Потому, что он пленил меня в первую очередь как живописец. Его холодный серебристый колорит, чистота цвета, звучность красок, совершенная композиция, непохожая ни на кого из огромной плеяды коллег по цеху. Да, бесспорно, голландские художники все индивидуальны, но владение цветом, колоритом, всегда заметно выделяет истинных живописцев. Я прекрасно понимал, что работа очень сложная для исполнения, и тем интереснее мне было копировать. Еще один важный момент, почему я остановил свой выбор на Мирисе: в суриковском институте мы начинали писать по живописи двухфигурные постановки в костюмах и с элементами интерьера. И я подумал, почему бы не попробовать, «потренироваться» перед сложными постановками на копировании какой-нибудь картины голландского художника.

Перед началом процесса копирования я, как обычно, изучаю технологию живописи старого мастера, работу которого собираюсь копировать. Большинство голландцев писали по левкасу, нанесенному на деревянную доску. Грунт был очень похож на тот, по которому писались наши русские иконы в то время. На приготовление левкаса уходит значительно больше времени, чем на приготовление холста. Левкас я готовил в технологической мастерской в подвале Академии Художеств. И здесь же в музее Академии выполнял копию с рисунка В. Верещагина, чтобы не терять время.

И так, левкас готов, я приступаю к работе. Копия будет написана в натуральную величину. Я работал над копией по понедельникам, когда в Эрмитаже был выходной день. Однажды удалось подержать оригинал в руках, рассмотреть обратную сторону доски, когда сотрудники Эрмитажа снимали картину Мириса. Внимательно изучив оригинал, всматриваясь в каждый миллиметр изображенных на картине предметов, я увидел на просвете в одном месте светло-голубой тон лессировки или тонированного грунта. Предположил, что Мирис сделал голубоватую холодную тонировку по всей поверхности доски, закрыв таким образом белую поверхность левкаса.

Голландские художники очень серьезно относились к рисунку, тщательно пририсовывали все детали. Отсюда, при нанесении первоначального рисунка, не должно быть никаких вольностей. Должна быть предельная точность исполнения как в музейном оригинале. В целях экономии времени, и чтобы не сбить рисунок, я решил с помощью копирки перенести изображение с черно-белой фотографии, но фотографии, обязательно напечатанной в размер оригинала картины. Такие фотографии изготавливали по заказу в фотолаборатории Эрмитажа.

Нанеся рисунок на белый грунт, я затем покрыл его прозрачным слоем голубой краски. Затем, дав краске хорошенько просохнуть, приступаю к первоначальному подмалевку. В работе использую небольшое количество красок, предварительно отобранных. В качестве растворителя использую исключительно льняное масло. Лучше всего, если оно отбеленное. Никаких пиненов и лаков! Самое сложное в процессе ведения копии - не сбивая рисунок, сохранять правильную тональность, следить за фактурой красочного слоя. Внимательно смешивать краски, подбираясь к нужному тону, предвидеть низлежащие последующие красочные слои. Глядя на окончательно выполненную работу, ее холодный чистый серебристый колорит, считаю с голубой тонировкой левкаса перед началом основной живописи – я угадал. На просмотре, устроенном профессором И. С. Глазуновым, после окончания копийной практики в Ленинграде моя копия с картины Франса Мириса «Угощение устрицами» была отмечена как лучшая копия в мастерской портрета.

Художник Сергей Чаплыгин, ноябрь 2012 г.

   главная
живопись: пейзаж
живопись: портрет
живопись: натюрморт
копии картин
купить картину   

Все статьи, размещенные на сайте www.valeurs.su, написаны специально для этого сайта и являются его собственностью.
Копирование текстовых материалов и графики сайта не разрешается.