М. В. НЕСТЕРОВ "ВСАДНИКИ (ЛЕГЕНДА)"

81,2 x 60 см, холст, масло, 1932 г.
Церковно-археологический кабинет Духовной академии, Троице-Сергиев Посад



Художник Сергей Чаплыгин. Статья из авторского цикла
"Картины русских художников"


Совершенно недавно в интернете я обнаружил ранее неизвестную мне картину нашего великого русского художника М. В. Нестерова «Всадники». Эта картина, скорее всего, действительно была неизвестна до недавнего времени. Судя по фотографии, она была сложена в несколько раз, что категорически неправильно для хранения и перевозки живописи. Четко видны следы разрушения красочного слоя на местах сгибов, которые в дальнейшем были подреставрированы.

По моему мнению, «Всадники» - скорее эскиз к неосуществлённой картине. На это указывают непрописанность деталей и свобода в рисунке, несвойственные М. В. Нестерову в его больших картинах. Зная многие самые значимые картины М.В. Нестерова, где он чаще в горизонтальном формате компонует огромные пространства любимой им русской природы, а на переднем плане крупно размещает фигуры, я был, честно говоря, очень удивлён композицией этой необычной работы.
  


Религиозная живопись: чудо Сергия Радонежского.

Здесь же, во «Всадниках», мы видим совершенно необычное и оригинальное для М. В. Нестерова композиционное решение. На первый взгляд, создается впечатление фрагментарности картины, но это совсем не так. Вертикальный формат уже предполагает монументальность и значимость изображаемого сюжета на картине. Башни Троице-Сергиевого монастыря поддерживают эти вертикальные ритмы, и даже маленькая сосенка в правом нижнем углу холста тоже поддерживает это стремление вверх. Поэтому разрезающие всё пространство картины слева направо, стремительно несущиеся три всадника придают невероятную композиционную динамику этому произведению («кони под старцами неслись как будто крылатые»). М. В. Нестеров нашел, возможно, самое выразительное и оригинальное решение в отображении этого исторического и мистического сюжета-легенды.

Говоря о цветовом решении эскиза-картины, мы можем наблюдать здесь характерный для М. В. Нестерова благородный сиренево-фиолетоватый, холодный колорит. Только в его картинах чудесным образом происходит волшебный сплав кобальта, ультрамарина, охры, краплака, поль-веронеза. По одним этим цветовым сочетаниям я безошибочно узнаю работу Нестерова. Не стало исключением и его картина «Всадники». Зимний уходящий солнечный день и наступающую морозную ночь художник изображает через холодные голубые тона, скорее всего, смешивая ультрамарин, умбру, краплак с белилами для написания всадников с лошадьми и снега. И, по-моему, охру, краплак, неаполитанскую желтую с кобальтом и белила - для закатного неба и облаков на заднем плане в верхней части холста. Сине-черные плащи схимников-старцев, удачно контрастируют с голубовато-белым цветом лошадей. Темные пятна острых очертаний, находясь в центре картины, еще больше притягивают внимание зрителя, к главным действующим лицам.

У настоящего, думающего художника никогда не бывает ничего случайного в картине. Особенно это касается фигуративной картины. Всё в ней продумано. Фигуры, вещи - каждая на своем месте и несет к тому же определенную смысловую нагрузку, не убавить, не прибавить. Это же самое можно сказать о цветовом решении будущего произведения. Художники знают и учитывают символику каждого цвета при написании картины. Белые по цвету лошади в картине М. В. Нестерова напоминают нам о чистоте и святости, о правде и силе духа. Я думаю, Нестеров отталкивался от этой главной идеи в самом начале создания «Всадников».

Удивительная, потрясающая картина. Всё в ней предельно просто и понятно, как и должно быть в любом произведении гениального автора. К числу таких гениев я, бесспорно, отношу нашего русского духовного художника Михаила Васильевича Нестерова.

Художник Сергей Чаплыгин, ноябрь 2012 г.


Михаил Нестеров изобразил на картине эпизод из истории осады Троице-Сергиевой Лавры. Осада Троице-Сергиева монастыря (Троицкая осада) польско-литовскими войсками Лжедмитрия II продолжалась почти шестнадцать месяцев — с 3 октября (23 сентября по старому стилю) 1608 г. по 22 января (12.01 по старому стилю) 1610 г. После провала попытки Лжедмитрия II с ходу захватить Москву его войска попытались полностью ее блокировать. Для этого необходимо было взять Троице-Сергиев монастырь, прикрывавший дорогу из Москвы на север и Среднее Поволжье. Для осады было направлено войско (около 15 тысяч человек). В гарнизоне монастыря было примерно 2200-2400 человек. Гарнизон состоял из дворян, стрельцов, монастырских слуг, монахов и крестьян. Монастырь был хорошо укрепленной крепостью, с артиллерией и боеприпасами. Оборона Троице-Сергиева монастыря сковала значительные силы интервентов, создав благоприятные условия для развертывания народного национально-освободительного движения. Основным источником по истории Троицкой осады является Сказание Авраамия Палицына - келаря Троице-Сергиевой лавры, очевидца и участника описываемых им событий.    Авраамий Палицын рассказывает о своем «Сказании», что Сергий Радонежский явился пономарю монастыря, говоря: "Скажи всей братии и всем ратным людям: почему скорбят из-за того, что нельзя послать в Москву вести? Я послал от себя в Москву в дом Пречистой Богородицы и ко всем московским чудотворцам... трех своих учеников: Михея, Варфоломея и Наума – в третьем часу ночи... И воры, и литовцы видели их". Из расспросов пленных выяснилось, что стража осаждавших видела трех монахов, выехавших из монастыря на очень худых лошадях. Осаждавшие монастырь послали погоню, но догнать не смогли: кони под старцами неслись как будто крылатые. Затем сам преподобный Сергий явился одному больному монаху, сомневавшемуся в этом событии, и исцелил его. "И сказал ему великий чудотворец Сергий, – повествует Авраамий Палицын. – Что сомневаешься? Воистину послал я своих учеников". А старец, простецом будучи, говорит: "А на чем послал, государь наш?" Преподобный же отвечает: "На трех слепых меринах, которых конюший … из-за нехватки корма выгнал из монастыря в надолбы, – на тех и послал". Меринов поискали, но не нашли, и уверились, что воистину было, как сказал святой Сергий чудотворец, и воздали все за это славу Господу Богу, творящему удивительное».

(Из открытых источников)


Художник Сергей Константинович Чаплыгин, г. Москва
Копии картин маслом на холсте на заказ:
копии с картин известных русских художников, импрессионистов, классиков мировой живописи

Телефон 8-916-092-44-74, адрес электронной почты: chaplygin-s@yandex.ru



Мои пейзажи с Владимирской церковью в Москве, где с 1941 по 1946 гг. был тайно спрятан череп Сергия Радонежского

   главная
живопись: пейзаж
живопись: портрет
живопись: натюрморт
копии картин
купить картину   

Все статьи, размещенные на сайте www.valeurs.su, написаны специально для этого сайта и являются его собственностью.
Копирование текстовых материалов сайта и авторских картин не разрешается.