Полдень

Говоря о картинах, написанных художниками в полдень, слово полдень у меня сразу ассоциируется с ярким летним солнечным днем. Солнце стоит в зените, и в это время суток предметы отбрасывают самые короткие тени, очень много бликов и рефлексов. Тема летнего полдня по- своему интересна ддя живописца. И, честно, говоря, написать его под силу только профессиональным мастерам. В данном конкретном случае перед художником любого уровня стоят очень непростые живописные задачи. Картина, написанная в полдень, в конечном итоге должна получиться светлой по общему тону, без черных теней (это будет грубейшей ошибкой) и в то же время не разбеленной. Все блики, расположенные в пейзаже маслом, не должны «выскакивать» из картины, по яркости они обязаны соответствовать материальности отражающего предмета. Удержать в цветовой гармонии все рефлексы – это первоочередная задача художника во время работы на пленэре. Великолепными образцами изображения полдня могут служить полотна знаменитых русских художников И.И. Шишкина, И.И. Левитана, С.Ю. Жуковского, К. Коровина. Писать в летний полдень необходимо исключительно под специальным художественным зонтом. Верх у него состоит из двух слоев ткани. Первый слой – льняная ткань, а под ней черная по цвету хлопчатобумажная ткань, не пропускающая солнечные лучи. Если писать этюд в полдень солнечного дня без зонта, то может случиться так, что он будет весь темный по тону, но художник поймет это только тогда, когда принесет этот этюд домой.


Свою картину «Полдень» я именно так и писал - под зонтом, стоя на открытой местности у водоёма. Возможность изобразить большое пространство показалась мне очень интересной задачей. Композиционно я разделил картину на три плана. Через водную гладь переднего плана внимание зрителя переходит на средний план. Он служит композиционным центром пейзажа. Узкая полоса береговой линии, проходит слева направо через весь холст. На берегу, скучившись почти в центре, растёт группа берёз. В зелёный цвет травы вмешиваются ярко-розовые соцветия иван-чая. Благодаря такому композиционному решению и холодному, серебристому колориту появляется ощущение яркого солнечного дня в полдень. Лёгкий ветерок, разбивающий отражение центральной группы деревьев, вносит движение в казалось бы умиротворенный летний пейзаж. Сильные, энергичные мазки кисти говорят о том, что картина писалась с натуры быстро в один-два сеанса. Из-за этого достаточно большой пейзаж не выглядит «замученным», переделанным, а сохраняет так называемую в хорошем смысле этюдность.

Художник Сергей Чаплыгин, г. Москва. Январь 2012 г.
  
Полдень на лугу: картина, светлый летний пейзаж с водой, рябь на воде.


ПОЛДЕНЬ
60 х 80 см, холст, масло, 2011 г.

продается

   главная
живопись: пейзаж
живопись: портрет
живопись: натюрморт
копии картин
купить картину   

Все статьи, размещенные на сайте www.valeurs.su, написаны специально для этого сайта и являются его собственностью.
Копирование текстовых материалов сайта не разрешается.