УЛИЦА СОСНОВАЯ В СТАРОЙ ГАГРЕ

27 х 38 см, холст, масло, 2011 г.
Картина продаётся
  

Когда я поднимался вверх по улице Сосновая в Старой Гагре, меня поразили блики солнца в текущем прямо по улице ручье. Это послужило главным композиционным и сюжетным центром этого пейзажа. Солнечный свет пронизывает всю картину. Деревья и дома, находясь в контражурном состоянии, окутаны воздушными рефлексами. Ровное голубое небо без облаков служит прекрасным фоном для разнообразных цветовых оттенков и усиливает их богатство. Композиция пейзажа здесь не строится на передаче перспективы пространства, а, наоборот, приближает этот симпатичный уголок южного города к зрителю. Уходящая дугой в гору дорога служит единственной динамичной линией в композиции этой картины. Несмотря на то, что композиция картины фрагментарна, здесь есть на чем остановиться взгляду зрителя. Кипарисы, стоящие строгими вертикалями в глубине, раскидистое молодое деревце хурмы в центре и вьющийся виноград в правой части картины, мелкие детали - розовые цветы за забором, маленький кактус у стены - все это оживляет сюжет и не выглядит скучным. (2011 г.)

Последовательность написания этого солнечного летнего пейзажа

1. Я начинаю работу над пейзажем с рисунка кистью масляными красками - ультрамарином или сиеной жженой. Так как это пейзаж солнечного дня, рисунок, выполненный ультрамарином, я использую в дальнейшем в колорите картины. Даже попадая в красочные смеси при работе ультрамарин не мешает и не грязнит, а наоборот. придает холодный оттенок колориту картины. Рисунок я выполняю быстро, схватывая самые главные пропорции, не забывая при этом о композиционно выразительном построении пейзажа. И я не жду, когда высохнет рисунок, работаю сразу по свежей краске.    Рисунок кистью на холсте: начало работы над пейзажем маслом.


2. После рисунка я перехожу к работе цветом. Для начала я прокладываю в качестве подмалевка большие цветовые пятна. При этом стараюсь вести картину, прописывая всё одновременно, то есть я подкладываю небо, землю, зелень, деревья, строения. Потому что неверно писать что-то одно, оставляя остальные участки пейзажа незаполненными. Всегда необходимо сравнивать большие массы тона живописи, видеть все предметы одновременно.
   Продолжение работы над пейзажем: подмалевки.


3. Далее я продолжаю усложнять цветовые пятна, добавляя всё новые цветовые оттенки. Здесь мне необходимо передать контражурное состояние. Поэтому необходимо обратить особое внимание на тон неба (оно бывает обычно светлым), и на деревья и строения, которые находятся как бы в тени относительно солнца. Но это не падающие тени от предметов и не глухие тени где-то в глубине здания. На эту тень воздействуют очень сильные рефлексы чистого голубого неба и очень сильное отражение солнечных лучей от земли. Отсюда усложняется задача: деревья и здания нужно изображать как бы силуэтом, но не перечернить, не перетемнить, несмотря на то, что они находятся в тени. Очень внимательно цветом, постоянно сравнивая между собой все участки прописанного холста, вписывать рефлексы.
   Пейзаж поэтапно. Фрагментарная композиция в пейзаже.


4. В завершающей стадии я перехожу к проработке деталей пейзажа там, где это необходимо. Потому что здесь важен отбор. Большое количество деталей может просто увести зрителя от восприятия главного в картине. Зритель должен сразу понять, что хотел сказать художник, и ничто не должно его отвлекать от главной идеи произведения. Здесь главной идеей было показать контражурное состояние. Пейзаж, освещенный солнцем, должен восприниматься буквально, как в жизни. Солнечные лучи, бликуя по крышам, яркими насыщенными вспышками цвета высвечивая зелень и строения, отражаясь в лужах ручья, почти ослепляют нас, создавая иллюзию реальности.


Художник Сергей Чаплыгин, май 2012 г.
   Южный пейзаж в контражуре: ручей стекает по улице.
Картина закончена


Частные уроки у профессинального художника.
ПОРТРЕТЫ, КАРТИНЫ НА ЗАКАЗ

УРОКИ ЖИВОПИСИ И РИСУНКА

   главная
живопись: пейзаж
живопись: портрет
живопись: натюрморт
копии картин
купить картину   



Последовательность работы над картиной. Анализ картины. Сергей Константинович Чаплыгин: картины маслом.
Южные города в живописи. Пейзаж поэтапно. Южные деревья (кипарисы, хурма, кактус) в искусстве. Контражур в живописи.
Все статьи, размещенные на сайте www.valeurs.su, написаны специально для этого сайта и являются его собственностью.
Копирование материалов сайта не разрешается.